МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ

DarkRadio.RU

The Matrixx – «Резня в Асбесте», 2015. Рецензия на альбом

The Matrixx – «Резня в Асбесте», 2015

Своим появлением Свет обязан Тьме.
Если бы не Тьма, откуда бы мы знали, что
Свет – это Свет?
Сократ

Горячо любимый многими слушателями DarkRadio коллектив Глеба Самойлова под названием «The Matrixx» на пятом году своего существования выпустил свою четвёртую номерную пластинку. Очередная работа получила оригинальное и неоднозначное, как и всё творчество артиста, наименование «Резня в Асбесте».

Очередной релиз получился довольно-таки объемным: 24 композиции, среди которых можно отыскать 6 инструментальных и одно стихотворение, что незаметно отсылает нас к началу истории группы – дебютному и весьма концептуальному альбому «Прекрасное жестоко», в котором также было обилие музыкальных и литературных элементов, и которое, кстати сказать, тоже содержало ровно 24 трека. Но не стоит ждать от «Резни» повторения пройденного – здесь нет практически ничего, что роднило бы её с предыдущими работами коллектива. И это – первый плюс, с которого нужно начать перечислять достоинства этой пластинки.

Сам автор назвал альбом немного «кинематографичным». Действительно, здесь есть и отсылки к фильмам ужасов, и подходящая по степени напряжения музыка, достойная быть взятой в какую-нибудь дико эмоциональную сцену какой-нибудь весьма экспрессивной картины. «Вся наша жизнь – кино, в конце – титры и, возможно, аплодисменты» – лейтмотивом проносится в голове во время прослушивания уже порядком набившая оскомину чья-то фраза. Нет, этот альбом не про кино, конечно же. Он – про жизнь. Про нашу с вами жизнь.

Асбест – уютный маленький уральский городок с населением чуть более, чем 66 тысяч человек, с относительно тихими провинциальными улочками и типовыми серыми двориками, способными вызвать щемящую ностальгию своей советскостью, даже какой-то «винтажностью», которая в наше время присуща лишь небольшим русским городам. И именно сюда, на свою малую Родину, переносит действие повествования Глеб Самойлов, потому что, как писал Стивен Кинг в романе «Салимов Удел», « у каждого тихого городка должна быть своя страшная тайна, которую он хранит при свете дня». «Резня в Асбесте», подобно «Техасской резне бензопилой», разрушает тишину и привычные устои, заставляет крошиться то, что казалось незыблемым, пробуждает в душе какие-то скрытые первобытные страхи. Да, ощущения от прослушивания альбома можно сравнить с ощущениями после просмотра качественного ужастика, трагикомедии или психологической драмы. Композиции буквально скачут от весёло-танцевальных до печально-меланхоличных, от чёрного отчаянья до чёрного юмора, что придаёт пластинке ту самую живую искру, или, выражаясь языком вышеупомянутого нами кинематографа, «динамичность развития сюжета».

В этом «новом сюжете» стало на порядок меньше политики и социальщины, в которой Самойлов – хороший и опытный знаток. Но на место протеста в этот раз поднимается лирическая составляющая, философские рассуждения о любви и ненависти, о жизни и смерти. Да, мы ещё не раз услышим правду-матку о современности и мироустройстве, но «Резня» всецело отдана другой стороне жизни – скорее внутренней, нежели внешней. А сам мотив «Резни» из текста в текст, из песни в песню, пронизывает все зачатки веселья или лёгкой лирики, неизменно опуская на землю, отделяя контрастом «всю эту жизнь и эту грязь».

Снайпер на крыше, счастье под крышей, мир на Земле,
Не было места двоим, где место толпе…

(«Очень смешно»)

И где-то в самых тихих и безопасных местах идёт повальная резня, а в самых беспросветных песнях можно отыскать что-то яркое, чистое, если смотреть внимательнее. Творчество «The Matrixx» неизменно, из альбома в альбом, подтверждает эти простые истины, шокируя неподготовленного обывателя и заставляя задуматься над чем-то того, кто готов думать.

Всё обречено, чтобы не быть,
Эта ночь – последняя в войне.
Мы друг друга любим, как во сне,
Нам разрешено немного жить…

(«Что будет завтра»)

Муторное ощущение меняющегося мира, где перемены – не всегда к лучшему, так и проскальзывает невидимой нитью на протяжении всего альбома. Пожалуй, именно «Резню» смело можно считать самой депрессивной пластинкой за всю историю группы, но она также одна из самых концептуальных, композиционно завершённых проектов. Чего только стоят инструментальные «асбестовские» завязка, кульминация и развязка, построенные, с одной стороны, как разделение на своеобразные «акты» в цельном произведении, а с другой – представляющие собой отсылку к известным голливудским фильмам («Добро пожаловать в рай», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Реквием по мечте»). Таким образом, новинка от Глеба Самойлова слегка театральная, слегка киношная, но при этом очень жизненная.

«Резня» не оставляет света в конце туннеля только тем, кто не хочет его видеть.

Трек-лист альбома выглядит следующим образом:

1 Добро пожаловать в Асбест
2 Инцептионус
3 Резня
4 Добрая песня (feat Линда)
5 Улетел
6 Стремное ожидание
7 Добрый враг
8 Кладбище
9 Суть боли
10 Твой дьявол
11 Трабл
12 Очень смешно
 
13 Забери меня
14 Свиньи на луне
15 Дохлое мясо
16 Страх и отвращение в Асбесте
17 Всё
18 Танцуй
19 Плачет сердце
20 Сумеречный город
21 Что будет завтра?
22 Темно
23 Реквием по Асбесту
24 Эвтаназия

Почему стоит послушать этот альбом:

Да, его можно назвать тёмным, мрачным, пессимистичным, упадочным, беспросветным… Но он – настоящий. Настоящий в понимании искренности и душевной наготы, какого-то творческого эксгибиционизма. Много ли сейчас искренних людей и искренних песен? Много ли тех, кто не боится общественного мнения? И пусть эта музыка кого-то вгонит в депрессию, кого-то – заставит смутиться или даже возмутиться, для кого-то просто пройдёт незамеченной. Но если хоть одна из песен прочувствована и выстрадана, то она может дать фору стопке самых лучших и растиражированных альбомов. И она одна – любая – стоит больше, пожалуй, десятка самых нежных и добрых песен о любви.

Кому стоит послушать:

Если вы – в принципе любитель всего неформатного, выходящего за общепринятые рамки, то вам обязательно понравится «Резня в Асбесте». Потому что, если резюмировать всё вышесказанное, эту музыку можно назвать трогательной, цепляющей, запоминающееся. Главное – прослушать материал вдумчиво и неоднократно. Эта вещь раскрывается не с первого раза. И она, конечно, достойна внимания – как каждое честное произведение искусства, которым нас так редко радует наше время.

А всем слушателям DarkRadio – побольше честной, чистой, искренней и незабываемой музыки, которая бы цепляла с первых аккордов и не отпускала потом всю жизнь. Слушайте новое, слушайте лучшее!

Кристина Горячек
 

Добавить комментарий


Защитный код


Обновить